Главная | Написать письмо автору | Help | VisaginArt

В XI-XII веках в развитии художественной культуры Средневековья наметился перелом, обусловленный новыми социально-историческими процессами (рост городов, крестовые походы, выдвижение новых общественных слоев, в том числе рыцарства, первые сильные очаги светский культуры и т.д.). Новые культурные явления распространяются по всей Европе. Происходит складывание и распространение средневекового романа, готического стиля в архитектуре, в музыке идет развитие многоголосного письма, формирование светской музыкально-поэтической лирики.

Важнейшая сторона эволюции музыкального искусства в этот период – утверждение и развитие многоголосия. Формирование многоголосия происходит на основе григорианского хорала: к основной церковной мелодии певцы присоединяли второй голос. В ранних примерах двухголосия, зафиксированных в нотных образцах IX-XI вв., голоса движутся параллельно в едином ритме (в интервалах кварты, квинты или октавы). Позже появляются образцы непараллельного движения голосов («один певец ведет основную мелодию, другой искусно бродит по другим звукам», – пишет теоретик Гвидо из Ареццо). Такой тип двух- и многоголосия по названию присоединяемого голоса именуется органумом . Позже присоединяемый голос начали украшать мелизмами, он стал двигаться свободнее в ритмическом отношении.

Развитие новых форм многоголосия особенно активно проходил в Париже и Лиможе XII-XIII вв. В историю музыкальной культуры этот период вошел как «эпоха Нотр-Дама» (по названию всемирно известного памятника архитектуры, где работала певческая капелла). Среди авторов, имена которых сохранила история – Леонин и Перотин, сочинители органумов и других многоголосных произведений. Леонин создал «Большую книгу органумов», рассчитанную на годовой круг церковного пения. С именем Перотина связан переход к трех- и четырехголосию, дальнейшему обогащению мелодического письма. Значение школы Нотр-Дам существенно не только для Франции, но и для всего европейского искусства того времени.

Формирование светских жанров в этот период было подготовлено творчеством бродячих народных музыкантов – жонглеров, менестрелей и шпильманов. Отвергаемые и даже гонимые «официальной» церковью, к которой они демонстрировали «неортодоксальный» подход, бродячие музыканты явились первыми носителями светской лирики, а также чисто инструментальной традиции (использовали различные духовые и смычковые инструменты, арфу и т.д.). В то время артисты были актерами, циркачами, певцами и инструменталистами в одном лице; они путешествовали из города в город, выступали на праздненствах при дворах, у замков, на ярмарочных площадях и т.д. К жонглерам, шпильманам и менестрелям присоединялись также ваганты и голиарды – неудачливые студенты и беглые монахи, несшие в «артистическую» среду грамотность и определенную эрудированность. Постепенно в этой среде наметилась профессионализация и специализация; бродячие артисты стали образовывать цехи, оседать в городах.

В этот же период выдвигается своеобразная «интеллигентская» прослойка – рыцарство, в среде которого (в периоды перемирий) также разгорается интерес к искусству. В XII веке в Провансе зарождается искусство трубадуров, которое послужило началом особого творческого движения. Трубадуры по большей части были выходцами из высшей знати, владели музыкальной грамотой. Они создавали сложные по форме музыкально-поэтические произведения, в которых воспевали куртуазную любовь, земные радости, героику крестовых походов и т.д. Трубадур был прежде всего стихотворцем, мелодия же нередко заимствовалась им из бытового обихода и творчески переосмысливалась. Иногда трубадуры нанимали менестрелей для инструментального сопровождения своему пению, привлекали жонглеров к исполнению и сочинению музыки. Среди трубадуров, чьи имена донесла история – Джуафрэ Рюдель, граф Ангулемский; Бернарт де Вентадорн; Бертран де Борн; Рамбаут де Вакейрас и др.

Под влиянием поэзии трубадуров сложилось творчество труверов, которое было более демократичным (большинство труверов – выходцы из горожан). Некоторые труверы создавали произведения на заказ. Среди жанров: пастурель, сирвента, виреле, шансон. Из известнейших имен – Адам де ла Аль, уроженец Арраса, французский поэт, композитор, драматург второй половины XIII века.

Искусство трубадуров и труверов распространялось по всей Европе. Под его воздействием в Германии столетием позже (XIII в.) сформировалась школа миннезингеров – более «земная», жизненная, несколько простодушная по складу своей творческой направленности. Миннезингеры по большей части служили при дворах, где и устраивали свои состязания.


Статья взята из энциклопедии на www.gromko.ru


Зрелое средневековье







By Vini®
2002-01-14

Hosted by uCoz