|
РОМАНТИЗМ (французское romantisme), идейное и художественное направление
в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18
— 1-й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции
конца 18 в., в идеологии Просвещения и прогрессе общества, романтизм противопоставил
утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе
и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской
независимости. Напряженный и мучительный разлад идеала и социальной действительности
— основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности
духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной
и целительной природы, у многих романтиков — героики протеста или национально-освободительной
(в том числе революционной) борьбы соседствуют с мотивами “мировой скорби”,
“мирового зла”, “ночной” стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска
или трагикомического. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация),
традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать
универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза
искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Главные представители
романтизма в литературе — Новалис, Жан Поль, Э.Т.А. Гофман, У. Вордсворт,
В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл,
М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев; в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа,
Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер, О.А. Кипренский
и др. В музыке романтизм охватил весь 19 в. и занял ведущее положение в этом
направлении культуры. Представители романтизма — Ф. Шуберт, К.М. Вебер, Р.
Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, А. Брукнер, Ф. Лист, Р. Вагнер, Х. Вольф, Г. Малер,
Э. Григ, Я. Сибелиус.
Статья взята из энциклопедии на www.gromko.ru
By Vini®
2002-01-14