Главная | Написать письмо автору | Help | VisaginArt

Возрождение

Эпоха Возрождения (Ренессанса) имеет непреходящую ценность для культуры Западной Европы. Возрождение – время расцвета всех видов искусств: литературы, живописи, скульптуры, архитектуры. В этом ряду особое место занимает музыка, представленная несколькими новыми влиятельными творческим школами, славными именами Франческо Ландини в XIV веке, Гийома Дюфаи и Иоханнеса Окегема в XV веке, Жоскена Депре в начале XVI столетия и созвездием классиков строгого стиля в итоге Реннессанса, среди которых особое место занимают Палестрина и Орландо Лассо.

Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI-м. Вместе с тем, развитие связей между различными творческими школами, обмен опытом между музыкантами, переезжавшими из страны в страну, работавшими в разных капеллах, становится знамением времени и позволяет говорить о тенденциях, общих для всей эпохи.

Художественная культура Ренессанса сочетает с особой силой проявляющееся личностно-эмоциональное начало и высокий интеллектуализм, подлинную ученость. Необычайно сложное мастерство полифонистов XV-XVI веков, их виртуозная техника сосуществовали с ярким и сочным искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров. Все большее выражение получает лирико-драматическое начало, в произведениях выпукло проявляется личность автора, творческая индивидуальность художника (это характерно не только для музыкального искусства), что позволяет говорить о гуманизации как о ведущем принципе ренессансного искусства. В то же время, церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, в известной мере продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную прежде всего на воссоздание уже существующего канона, и, через это, прославление начала Божественного.

К XV веку складывается так называемая полифония «строгого письма», правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки. Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовая музыки) – т.н. cantus firmus, уделяя при этом огромное технике полифонического письма, сложному, порой изощренному контрапункту. В то же время, шел непрерывный процесс обновления и преодоления сложившихся норм. Это характерно не только для духовной традиции, но и для всего огромного пласта музыкальной культуры Ренессанса, в которой все большее значение начинали получать светские жанры.


Статья взята из энциклопедии на www.gromko.ru







By Vini®
2002-01-14

Hosted by uCoz