|
Музыкальные инструменты и исполнители на них являются героями многих древнегреческих мифов, которые прославляли чудодейственную, магическую силу этого искусства (мифы об Орфее, гомеровский эпос). Изображения музыкальных инструментов обнаружены при археологических раскопках на территории Древней Греции и Рима; упоминания о певцах и музыкантах-виртуозах, играющих на различных инструментах (кифара, тибия, лира, вавилонская волынка, орган, труба, систр и др.) содержатся в литературных документах. Музыка относится к числу постоянных предметов обсуждения в философских и эстетических трактатах того времени: ей уделяется важнейшая роль в системе наук и воспитания; разрабатывается учение о музыкальных ладах, интервалах и т.д. (Пифагор, Платон, Аристотель, Плотин).
Важнейшим свойством культуры Древней Греции (как и других древних культур) является существование музыки в синкретическом (нераздельном, изначальном) единстве с другими видами искусства. Поэты с острова Лесбос сопровождали свое пение игрой на лире (отсюда, кстати, ведет свое происхождение слово «лирика»). Огромное значение имела музыка в античной трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Диалоги переходили в напевную речитацию и пение; каждый эпизод завершался хоровым номером – хор, как важнейший участник драмы, комментировал действие (об этих номерах мы можем судить по литературным первоисточникам). Сам драматург выступал и как поэт, и как музыкант, и как режиссер, и как актер (позже эти функции разделились).
Сохранились также сведения об удивительно интенсивной и даже пышной жизни
Рима эпохи расцвета империи, однако художественных памятников не сохранилось.
Упадок античной культуры способствовал становлению христианского искусства,
во многом противостоящего эстетике и музыкальной практике Рима и становящегося
основой теологически-ориентированной культуры Средневековья.
Художественные идеи античности возрождаются в культуре Ренессанса.
By Vini®
2002-01-14